Новости и аналитика Новости Минфин России прокомментировал планируемые изменения в бухучете и аудите

Минфин России прокомментировал планируемые изменения в бухучете и аудите

Минфин России прокомментировал планируемые изменения в бухучете и аудите
© Elnur / Фотобанк 123RF.com

Правительство РФ определило основные направления госполитики в сфере бухучета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года (см. новость от 26 ноября 2024 г.). Минфин прокомментировал эти планы. В среднесрочной перспективе основными направлениями государственной политики в сфере бухучета и аудита будут (Информационные сообщения Минфина России от 27 ноября 2024 г. № ИС-учет-54 и № ИС-аудит-73):

  • развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в качестве основного инструмента регулирования;
  • расширение функционала ГИРБО как способа реализации информационных потребностей пользователей;
  • совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций.

В частности:

1) Планируемые преобразования в системе ФСБУ будут направлены на совершенствование ее конкретных элементов. Так, в предстоящий период должны быть:

  • уточнены отдельные нормы Федерального закона "О бухгалтерском учете";
  • завершено принятие базового комплекта ФСБУ;
  • разработано методическое обеспечение возникающих и (или) получающих распространение объектов бухгалтерского учета;
  • признаны для применения в РФ стандарты раскрытия информации об устойчивости МСФО;
  • принят акт, определяющий концептуальные основы бухгалтерского учета;
  • улучшено качество перевода текстов стандартов МСФО на русский язык;
  • уточнены процедуры корпоративного управления экономическим субъектом в отношении его финансовой отчетности.

2) Дальнейшее развитие ГИРБО предусматривает, в частности:

  • включение в него консолидированной финансовой отчетности, раскрываемой информации об устойчивости, а также промежуточной финансовой отчетности;
  • усиление координации процедур раскрытия отчетности организаций посредством включения ее в ГИРБО с процедурами раскрытия этой же отчетности иными способами, предусмотренными законодательством;
  • внедрение технологических решений, позволяющих учитывать особенности формирования финансовой отчетности конкретных экономических субъектов;
  • расширение инструментария контроля качества отчетности, включаемой в ГИРБО;
  • разработку и внедрение аналитического инструментария, позволяющего заинтересованным пользователям анализировать содержащуюся в ГИРБО отчетность;
  • введение административной ответственности экономических субъектов в случае ненадлежащего исполнения обязанности по представлению финансовой отчетности в ГИРБО.

3) С целью укрепления основ деятельности аудиторских организаций запланировано:

  • расширение практики оказания услуг по проведению аудита либо иной проверки систем внутреннего контроля в организациях, по профессиональному подтверждению раскрываемой информации об устойчивости, по оценке технического и программного обеспечения ведения бухгалтерского учета организациями, по оказанию консультационных услуг;
  • определение случаев, в которых наличие/отсутствие аудиторского заключения или иного документа, выдаваемого аудиторской организацией, должно рассматриваться в качестве фактора оценки экономического субъекта;
  • расширение методической базы и стимулирование применения информационных технологий в оказании аудиторских услуг; внедрение в ГИРБО технологических решений, позволяющих представлять аудиторские заключения об отчетности в электронном виде;
  • введение в ГИРБО контроля исполнения организациями обязанности проводить аудит своей отчетности, а также полномочий субъектов аудиторской деятельности выдавать аудиторские заключения;
  • изменение системы закупок аудиторских услуг;
  • включение субъектов аудиторской деятельности в число лиц, имеющих право оказывать услуги ведения бухгалтерского учета без соблюдения специальных требований, предъявляемых к таким лицам в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";
  • усиление ответственности, в том числе имущественной, аудиторских организаций и аудиторов за грубые нарушения обязательных требований в сфере аудиторской деятельности;
  • увязка механизма подтверждения соблюдения требования безупречной деловой (профессиональной) репутации физических лиц и коммерческих организаций, желающих стать соответственно аудиторами и аудиторскими организациями, с утвержденными саморегулируемой организацией аудиторов требованиями к деловой (профессиональной) репутации;
  • продолжение работы по признанию российской системы регулирования и контроля аудиторской деятельности эквивалентной аналогичным системам отдельных стран (групп стран), исходя из потребности российского делового сообщества.

Документы по теме:

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Читайте также: